Фогель Сергей Сергеевич
Родился в Ленинграде 15 апреля 1931 года. Пережил блокаду города во время Великой Отечественной войны. Окончил Одесское военное училище. Служил на Дальнем Востоке, преподавал в военных училищах.
Подполковник в отставке. В 1993 году переехал в город Горький. Заслуженный ветеран Нижегородской области. Председатель Нижегородской областной общественной организации "Защитники и жители блокадного Ленинграда. "
Сергей Сергеевич:
"Блокаду я помню очень отчетливо. В Ленинграде жила моя большая семья- бабушка, мама и две младшие сестренки: пятилетняя Марина и кроха Галочка. Отец, кадровый военный, прошедший Гражданскую и советско-финскую войну, служил в Архангельске.
Война для нас началась сообщением по радио о внезапном нападении фашистской Германии на СССР.
В воскресенье, 22 июня 41-го года мы провожали отца на службу. Уже было предчувствие, что короткой войны не получится. Уезжая, отец мне сказал: "Сережа, ты мужчина! Помогай маме, береги сестрёнок!"
В первые же недели в Ленинграде и области было объявлено военное положение- утверждался патруль, вводилась светомаскировка.
В июле 1941 начались авианалеты на город, чуть позже - когда враг подошел совсем близко - артобстрелы.
Понимая сложное положение, командованием было принято решение о создании окопов и траншей. Началась подготовка к обороне. Около полумиллиона человек работало на окопах, за июль и август их было уже вырыто около 600 километров.
8 сентября 1941 немцы, несмотря на сопротивление защитников Ленинграда, подошли вплотную к городу и окружили его, фактически обрезала все пути сообщения с остальным миром. Сообщение с "большой землей" смогли установить только через Ладожское озеро.
Началась блокада Ленинграда, затянувшаяся на 872 дня. Всё население понимало, что город нужно отстоять, и все принимали участие в деле его защиты.
За период блокады было зафиксировано, что войска вермахта на Ленинград сбросили около ста тысяч бомб и более ста пятидесяти тысяч артиллерийских снарядов.
И днем и ночью работало радио, по нему сообщали, в каком районе совершались обстрелы, объявлялась воздушная тревога.
Мы, мальчишки и девчонки, помогали взрослым во всем: собирали металл, который использовался на заводах, помогали при патрулировании.
Также, издавались приказы, чтобы все чердаки домов были заполнены ящиками с песком и бочками с водой для тушения пожаров и зажигательных бомб.
Выпал снег, город окружен, продовольственные товары закончились.
Немцам удалось поджечь продуктовый склад. Продукты выдавались по карточкам. Нормы хлеба снижались до минимума - в день на человека выдавали 125 грамм хлеба.
Наступили холода, ударили первые морозы. На улице холод, темнота, водопровод замерз, электричество отключено, транспорта не было, кушать было нечего.
В ноябре умерла младшая сестренка... Нас осталось четверо в насквозь промерзшем каменном доме.
На мои плечи упала вся забота о семье.
Я отстаивал на морозе длинные очереди, чтобы получить еду, часто ходил на Неву за водой.
Эти обязанности заставляли нас жить и двигаться. Я понимал, что кроме меня делать это некому.
В коммуналке, где мы жили, было шесть семей. От голода три из них полностью умерли. Мы боялись, что и нас вскоре ждет эта участь…
В этой тяжелейшей обстановке единственное, что поддерживало наш дух – это радио, которое работало круглосуточно. Мы слушали военные стихи, песни и не теряли веры, что Ленинград врагу не отдадут.
В феврале 1942 к нам пришли сотрудники военкомата и предложили эвакуироваться. Ночью по "Дороге жизни" в одном из десятка грузовиков наша семья пересекла Ладожское озеро. Перед переправой нас хорошо накормили: борщом, кашей. Помню, как дрожали руки - я ел не муку, смешанную с пылью, а настоящий, хрустящий, ещё теплый хлеб...
В Архангельске нас ждал отец. В составе его воинской части мы с семьей прошли дорогами войны от Донбасса до южных рубежей страны. Великая Отечественная закончилась для нас под Одессой. Месяцы эвакуации запомнились мне на всю жизнь."
#НАВСЕГДАВПАМЯТИ #историясобытий
#ФогельСергейСергеевич